image description «Старики дураки» в Челнах: а был ли подтекст?

Что скрывают «Старики дураки» за кулисами, почему театральному новичку лучше не совать свой нос в «Кроличью нору», и зачем шикарные авто челнинских предпринимателей так и тянет магнитом к «Мастеровым»?


8 сентября журналист посетил предпремьерный показ спектакля «Старики дураки», созданный по пьесе Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата». Постановка от главного режиссера театра Дениса Хусниярова, автора спектаклей «Кроличья нора», «Карл и Анна», «Ревизор».

«Старики дураки» - история про то, как в доме талантливого кукольника неожиданно появляется девушка. Казалось бы, с ее визитом размеренная жизнь главных героев полетела в тартарары. Но вместе с тем, они услышали от незнакомки такие нужные слова, правда которых, подчас, «щипала» им нервы. Однако именно они помогли им стать счастливее: отец находит общий язык с сыном, у старых друзей появляется новая, объединяющая их цель… И в момент, когда всё должно стать на понятные зрителю места, девушка исчезает. Точку ставит не она.

Журналист увидел в спектакле подтекст. По его мнению, он скрывается в том, что общество нуждается в тех, кто говорит нужные слова, поворачивающие жизнь в новое русло. Например, в «Мастере и Маргарите» это был Воланд, в «Фаусте» - Мефистофель. Тут же эту роль отвели девушке. Почему так просто и сложно одновременно?

Чтобы не гадать, журналист Business16 обратился с вопросом, а есть ли подтекст в «Стариках дураках», к директору русского драматического театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ.

«К меценатству это не имеет никакого отношения»

- Армандо Луиджиевич, я заметила на премьерном показе где-то троих предпринимателей. Их было больше?

- Предпринимателей к нам приходит очень много. В последнее время это стало неким модным трендом. Я все больше и больше замечаю огромное количество шикарных машин, припаркованных перед театром. Казалось бы, мелочь, но мне приятно, что в среде предпринимателей ходить в театр стало престижно. Правда, они посещают нас как зрители. К меценатству это не имеет никакого отношения. Но прекрасно, что люди ходят, им это интересно. Надеюсь, что все они получают от наших спектаклей настоящее удовольствие. Иначе бы они не приходили к нам из раза в раз.

- К своему стыду, скажу вам, я впервые была у вас в театре. Но мне очень-очень понравилось.

- Важно понять, что у нас много совершенно разных спектаклей. Последняя наша работа «Старики дураки» - это театр в классическом его понимании, как раз такой, каким его большинству людей хочется видеть. А так как у нас до этого спектакля было много смелых, экспериментальных работ с новомодными деталями, то мы решили сделать классику в чистом варианте. Это стало новым ходом. Спектакли, подобные «Старикам дуракам», мы не так часто выпускаем.

- «Собачье сердце» будет таким же?

- Этот спектакль будет совершенно другой стилистики. Создавая его, мы однозначно столкнёмся с очевидной сложностью - все будут мысленно сравнивать нашу постановку со знаменитым фильмом Владимира Бортко. Конечно, существует и кинофильм «Сказки старого Арбата», но он настолько «древний», что его мало кто помнит, и уж тем более сопоставляет с нашим спектаклем. А вот «Собачье сердце» - тут будет сложнее… Режиссеру придется найти много новых решений, чтобы спектакль не пересекался с известным фильмом, но и не вступал с ним в открытую конкуренцию.

- Как вы думаете «Старики дураки» будут собирать полные залы?

- Это абсолютно зрительский спектакль. Думаю, что он будет очень популярен. Он объединяющий. Тот, который нравится множеству людей вне зависимости от возраста, социальной принадлежности и культурной подготовки. Вот вы первый раз были в театре и эта постановка вам понравилась. А есть спектакли, которые не рассчитаны на новичков. К примеру, «Кроличья нора». Мы не рекомендуем его тем, кто впервые приходит в театр. Или «Карл и Анна». Они требуют определенной подготовки человека.

- Какой именно подготовки?

- Имеется в виду, что человек уже должен понимать, что такое театр, посмотреть ряд других спектаклей. Речь идет именно о театральной подготовке. Например, та же «Конечная остановка» - это совершенно новое для нашего театра, подобные спектакли мы раньше никогда не делали. В этой постановке произведение Некрасова рассказывается современным языком. В последнее время стало достаточно модным осовременивать классику. До этого мы так не экспериментировали. А «Старики дураки» - это хороший, объединяющий всех спектакль, который понравится и любителям классики, и любителям современного театра. Ну, может, любителям авангарда нет. Но таких единицы. Очень рад, что вам он понравился!

- Как вы думаете, почему люди ходят в театр?

- Хорошо ведь, когда человек может на два часа перенестись в абсолютно другой мир с иными ценностями, взглядами. И вот этот внезапный отрыв от обычной жизни и уход в другую реальность, дает большой эмоциональный подъем. Может, это и есть то, что притягивает людей в театр. Кино немножко другое. Там все события, произошедшие когда-то и где-то, зафиксированы на пленке. А в театре каждый вечер перед зрителями история творится здесь и сейчас. Вот в этом разница. Поэтому люди ходят в театр. Я приглашаю и вас посмотреть наши другие спектакли.

- А на какой спектакль можно пойти такому новичку, как я?

- Учитывая вашу подготовку, начните с классических работ. Я вам рекомендую спектакль «Очень простая история». Он будет показан у нас 29 сентября, и стоит отметить, что именно в этот день исполнится 10 лет с того момента, как он играется на сцене «Мастеровых». Это уникальный случай! Спектакли обычно редко живут так долго. В «Очень простой истории» уже несколько раз сменялись актеры, но правда есть и те, которые все десять лет играют в этом спектакле. Он любим зрителями, там и язык достаточно понятный – такой же, как в «Стариках дураках». Но есть и различия - больше фантазии, сказочных вещей. Все это время он собирает полные залы, поэтому мы его и не убираем из репертуара.

«Каждый человек выберет сам, кто это такая»

- Армандо Луиджиевич, а есть ли в «Стариках дураках» подтекст?

- Вы ищете здесь второй смысл?

- Да.

- Нет, этот спектакль без каких-либо подтекстов. Он затрагивает общие темы - любовь, самореализация, отношение детей и родителей. Для этого не нужны тайные посылы.

- То есть вы не считаете внезапное появление и исчезновение главной героини чем-то особенным?

- Нет. Каждый зритель сам определит, кто она такая. Не стоит забывать, речь идет о 60-ых годах прошлого века. Пытаться рассмотреть ситуацию с нынешней точки зрения – неправильно. Надо делать скидку на ту эпоху, то время. Мы хотели просто рассказать о людях из 60-ых, их идеях, мыслях, жизни. Если этот контекст учитывать, то все совершенно по-другому воспринимается.

- Были моменты, когда люди смеялись, а мне почему-то было грустно. Это я такая «замороченная» или действительно в некоторых местах было отнюдь невесело?

- Знаете, в этом спектакле зритель сам внутренне ощущает места, где ему смеяться, а где грустить. Если вы обратили внимание, то данную постановку мы назвали комедией. Но этот жанр редко бывает «чистым» и иногда к нему добавляются элементы трагедии, фарса и т.д. Поэтому часто случается так, что у зрителей во время просмотра спектакля возникают противоположные эмоции - все перемешано. Как и в жизни. Эмоции не бывают исключительно чистыми.

- Какой-то посыл все-таки был?

- Посыл добра. Постановок с подтекстом, некими месседжами, у нас было огромное количество. Нам захотелось, чтобы люди после спектакля ушли внутренне просветленными. В нынешнее время это очень важно. И по реакции зрителей, мне кажется, нам это удалось.

Беседовала Лилия Голова

Фото: russdramteatr.ru